Меню

Купцы – это особое сословие

"Купцы – это уникальные труженики, которые по своей культуре, психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей. Очень важно подчеркнуть, что, наряду с крестьянством, русское купечество в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры.

Слово «купец» впервые упоминается в договоре киевского князи Игоря с греками – в 945 году. О первых веках развития российского предпринимательства известно немногое. Но уже в домонгольский период из общей массы городского и сельского населения, занимавшегося торговлей «от случая к случаю», выделилось особое сословие – купечество, для которого торговля была основным профессиональным занятием. Деловой мир России имеет многовековую историю. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство осваивало безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом.
Древнюю Русь называли страной городов: при царе Алексее Михайловиче их было уже 923 (сейчас около 1100 городов). Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли «гостьбы» - купцы бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры.
Кто-то скажет, что это сословие – не слава и блеск России, но это те, кто с усердием, денно и нощно толкал «российскую телегу» на Олимп экономического процветания.

Широкое развитие предпринимательства в России было связано с исторически сложившимся характером народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действий, смотря по обстоятельствам».
Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, особо выделяют:

- чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

- практический расчет – умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

- самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

- трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;

- сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет".

Наши предки показали достойный пример, каким человеком надо быть не только для тех, кто пойдет по пути предпринимательства, но и для тех, кто захочет прожить достойную жизнь.
Мы должны осознать, какая сила уже заложена в нас – мы «деятельный, расчетливый, домовитый, способный к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действий, смотря по обстоятельствам, народ».